Основой ПВП на любом уровне является сражение «один на один». Естественно, речь идет о живом, мыслящем игроке, а не монстре локации. Для гайда я выбрал очень узкий диапазон уровней, поскольку именно на них тактические возможности в бою проявляются особенно ярко. Это связано с открывающимся на 6 уровне суперударом «Великая жажда крови» (сокращенно «ВЖК»). Особенность этого удара – шанс оглушения противника на 10 секунд с одновременным восстановлением жизни в размере 75% от нанесенного урона. Однако разделы гайда выйдут за пределы использования этого суперудара, а информация в нем может быть полезна и младшим уровням.
Под целью любого ПВП я понимаю победу в конкретном бою. Для простоты, я не буду рассматривать тактики «закидать врага 100500 мороками» или «позвать друга». Итак, что еще влияет на исход поединка?
1. Ваш обкаст. Различные благословения, увеличивающие Ваши характеристики в бою. Обкаст противника. Аналогично.
2. Содержимое поясов, а также количество слотов для расходки.
3. Одетые вещи с особыми возможностями (оглушение, восстановление жизни с урона, пассивное восстановление жизни, увеличение шанса критического урона и др.)
4. Характеристики персонажа. На них влияют как одетые вещи, так и Ваш обкаст.
5. Ваша тактика в бою, и тактика противника.
Рассмотрим по порядку.
Обкаст.
Пожалуй, самый важный, после тактики, залог победы. Поскольку сейчас почти все одеваются в ПВП более-менее прилично, именно обкаст может дать Вам преимущество, даже в том случае, если Вы уступаете противнику в ценности одетых вещей. Какие из усилений и благословений наиболее важны в бою?
1. Все благословения, дающие прибавку к урону напрямую, или косвенно, через увеличение силы персонажа. В частности, благословения Братства Добродетели и Вершителей Зла, различные похлебки Братства Добродетели, Ярость Верциды, Благословения Воина, Старейшины и Дракона.
2. Я специально не упомянул в первом пункте ярмарочное красное благословение. Поговорим о нем отдельно. Их бывает 4 вида. Урагана (дает прибавку к ловкости и жизни, а также дополнительный шанс критического урона), разрушения (дает прибавку к интуиции и жизни, восстанавливает жизнь с урона), каменной кожи (дает прибавку к защите и силе, шанс оглушения на 3 секунды) и неуязвимости (дает прибавку ко всему, кроме жизни, специальных возможностей не имеет). Эликсиры неуязвимости, на мой взгляд, самые бесполезные из всех, однако с помощью эльтского куба их можно превратить в любой из трех других эликсиров, или сварить из них Благословение Небес (о нем позже). Выбирая из эликсиров урагана, разрушения и каменной кожи, следует в первую очередь прикинуть, каким будет уровень жизни Вашего персонажа в бою. Это зависит, как от элементов обкаста, так и от того, какой именно эликсир гиганта вы используете. Я обычно рассчитываю так, чтобы при 50% жизни, противник не мог убить меня в блоке за серию ударов в состоянии оглушения после ВЖК (6 ударов подряд). Даже, с усилителями урона (эликсиры мощи, крови). Если этот уровень жизни я имею, без учета ярмарочных эликсиров, то без раздумий использую эликсир каменной кожи. Оглушения (станы) лишними не бывают, да и бонус силы увеличивает урон. Два других эликсира – довольно невнятные. Оба дают дополнительный уровень жизни, а вот остальные характеристики оставляют желать лучшего. Конечно, и от них есть дополнительная польза, но, все же, она меньше, чем от 3 секунд оглушения, за которые можно сделать 2 дополнительных удара по противнику, а иногда и убить.
3. Обязательная составляющая хорошего обкаста – эликсир превращения, любой, кроме превращения в Крофдора. Такой эликсир скрывает ваши одетые вещи, заставляя противника тратить время, изучая информацию о Вашем персонаже. А также скрывает, открыты ли Вы для удара в данный момент, или стоите в блоке. Все это создает противнику множество неудобств, заставляет совершать ошибки. Эликсиры превращения можно купить на ярмарке, в лавке гоблина, получить по некоторым квестам и событиям, а также сварить в эльтском кубе из амулета нападения зигреда (продается в арсенале) и манускрипта дробления (продается в трактире). Если Вы часто ходите в ПВП, то способ приготовления эликсиров превращения своими руками Вам понадобится обязательно.
4. Элементы обкаста, увеличивающие уровень жизни персонажа. Увеличение жизни имеется на многих вышеупомянутых благах, однако есть и благословения, предназначенные специально для этой цели. Основное такое благословение – это Благословение Небес, оно добавляет жизнь, имеет пассивное восстановление жизни каждые 10 секунд, а также увеличивает скорость персонажа. Благословение Небес изготавливается в эльтском кубе из 2 эликсиров неуязвимости и 1 фиолетового эликсира скорости. Кроме этого, его можно получить в награду по событиям, или купить в магазине во время акций администрации проекта. Кроме блага небес, существует еще ряд одноразовых благословений, получаемых по квестам, и увеличивающих жизнь персонажа. Сюда же можно добавить и эликсир гиганта, выпиваемый Вами в бою.
5. Элементы обкаста, не дающие возможность противнику навесить на Вас проклятия («отрицательный обкаст»). В основном это всего 2 элемента обкаста: архи-апотропея (против порчельников, может быть взята у служителей Братства Добродетели) и жировая или гуральдиевая мазь (от ядер, первая покупается в арсенале, вторую можно получить по квестам или событиям).
6. Обязательный элемент моего обкаста в ПВП – это, как ни странно прозвучит, колчан. В игре существует коллекция «Сокровища эльфов», состоит из 5 элементов коллекции, которые можно купить у других игроков через биржу по 5с за штуку, и активатора, покупаемого в магазине за 1з. Собрав коллекцию, несем ее мастерице Сойгуре или ремесленнику Остапу, которые с удовольствием обменяют ее на синий колчан для стрел со сроком жизни 3 суток, и с бонусами к силе и жизни. В итоге получаем за 1.25-1.5з колчан, аналогичный обычному синему колчану, но с бонусом к жизни и урону на целых 3 дня. Чем не обкаст? Дешево и сердито.
7. Питомец. Да-да, это, по сути, тоже обкаст. Каждые 7-8 ходов питомец будет кастовать на вас усиливающее закинание на 1 ход, или ослабляющее заклинание на противника. Подробнее в разделе «Тактика».
8. Ну и напоследок, различный вспомогательный обкаст. Зелья палача (травматизм), скорости (инициатива), воинский паек (стойкость) и многие другие.
9. Особняком стоят редкие и дорогие элементы обкаста. Использовать ли их, решать Вам. Это пунши (или эликсиры «Мощь дракона»), занимающие слот в поясе, используемые только на один бой, но дающие ощутимый прирост всех характеристик и урона персонажа. А также колоды карт, повышающие Ваши характеристики.
Все эти элементы суммарно формируют Ваш обкаст. Что именно использовать – решайте сами. Чем сильнее будет обкаст, тем легче Вам будет в бою, но тем дороже он Вам обойдется. Основными критериями я считаю подгонку уровня жизни хотя бы до минимально достаточного (описано в пункте 2), обязательный колчан из коллекции (пункт 6), ярмарочный эликсир (пункт 2), эликсир превращения (пункт 3), благословения на урон, сколько не жалко (пункт 1), питомец зеленый или выше (пункт 7). Остальное – по ситуации.
В обязательном порядке, или перед боем, или уже оказавшись в бою, внимательно изучите обкаст Вашего противника, сделайте выводы относительно его возможностей. Никогда не пугайтесь обилия строчек его обкаста. У меня было немало случаев, когда противник с 10 и более строк обкаста при внимательном изучении оказывался совершенно не страшным, поскольку существенных элементов обкаста из всего списка было 2-3, а остальное – разные дешевые вспомогательные благи, существенного вклада в исход боя не вносящие.
Пояса.
Тут все намного проще. К 5 уровню, любой персонаж, «идущий по тропе войны», обязан иметь 2 пояса воина или пояса хаоса, по 2 слота в каждом. Первые покупаются в арсенале при наличии звания «Элитный воин», вторые можно поменять на частицы хаоса на острове Фэй-го. Получив два пояса, их крайне желательно засмолить, сделав неломаемыми, поскольку ремонт и покупка новых поясов обойдется со временем многократно дороже. Смолы для поясов зеленого цвета продаются в премиальном магазине по 0.63 бриллианта. И даже, если вы не вливаете реал в игру, можно купить у игроков сертификат на 5 бриллиантов, и все же приобрести смолы. Сертификаты обычно продают 1 к 4 или 1 к 5, то есть 5 бриллиантов Вам обойдутся в 20-25з. Когда наденете пояса, у Вас будет 8 карманов для различных свитков и эликсиров в бою.
Чем заполнить карманы? Для всех обязательным в ПВП является эликсир гиганта, увеличивающий на весь бой уровень жизни персонажа. Остальные 7 карманов зависят от стиля боя Вашего персонажа (ловкач, тяжеловес, костолом). Универсального комплекта расходки, подходящего абсолютно всем, не существует, однако можно вывести определенные закономерности в зависимости от Вашего стиля боя, стиля боя противника, и от уровней персонажей.
1. Эликсиры мощи – «то что доктор прописал» для увеличения урона костолому.
2. Эликсиры отваги, увеличивают урон еще сильнее мощи, но часть урона наносят Вам самим.
3. Эликсиры крови – это уже больше подходит ловкачу или тяжеловесу, увеличивают шанс или делают удар критическим. Идеальные эликсиры крови для ПВП – немертвые, хаосные или премиальные, все эти виды делают критический удар неминуемым.
4. Вампирики – универсальные усилители удара для восстановления жизни, подходят всем стилям, но их использование специфично. Если берете их в бой, Вы должны заранее четко представлять себе, для чего именно и когда Вы будете их использовать. Если же Вы хотите просто усилить урон с удара, лучше использовать кровь, отвагу или мощь.
5. Сюрикены для Вершителей Зла. Очень специфичная вещь. Подробнее в разделе «Тактика».
6. Эликсиры жизни и свитки исцеления предназначены для восстановления собственной жизни. Фиолетовые свитки и ниже использовать крайне нежелательно в любом случае. Красные арсенальные свитки исцеления очень удобны на 6 уровне для персонажей, имеющих высокий уровень жизни. Чуть менее удобны абсолютные красные свитки исцеления. Однако забивать ими все слоты пояса, предназначенные для самолечения, не стоит, максимум – это столько же слотов свитков, сколько у вас «заряжено» эликсиров жизни. Помните, что у противника могут оказаться свитки очищения, которыми он может нейтрализовать Ваши свитки исцеления. Начиная с 7 уровня, свитки исцеления уже практически неактуальны, поскольку на синих и выше луках 7 уровня появляется выстрел с названием «Порча», по эффекту идентичный свитку очищения. И если на 6 уровне свитками очищения мало кто пользуется, то снимать на 7 уровне и выше свитки исцеления будут регулярно.
7. Свитки очищения («чистки»). О них я уже рассказал в предыдущем пункте. Ставить их следует не более 1 слота и только на 1-6 уровнях, не позже. Ставить их следует только в том случае, если Вы абсолютно уверены, что Ваш противник будет пользоваться свитками исцеления. И использовать чистки следует с умом, одна единственная грамотно использованная чистка может привести к Вашей победе в бою. Но об этом в разделе «Тактика».
8. Другая расходка на 6-8 уровне, на мой взгляд, не особо эффективна. Разве что гномьи порошки в храме и пещерах, но их дается всего 77 штук за всю игру, и применить их можно только там, и нигде больше. Или слабость/воздаяние, в некоторых случаях.
Более-менее универсальный обкаст для костолома или ловкача – это 1 эликсир гиганта, 3 слота усилителей атаки, подходящих по стилю боя, или 1-2 слота вампириков и 1-2 слота усилителей атаки, 4 слота эликсиров жизни (на 6 уровне 1-2 слота могут содержать свитки исцеления). Для тяжеловеса можно поставить больше слотов с эликсирами жизни / свитками за счет уменьшения количества слотов с усилителями атаки.
Зная, кто именно будет Вашим противником, можно заранее продумать, как именно Вы будете его убивать, и поставить соответствующую расходку. Однако при этом Вы становитесь уязвимы к различным неожиданностям, например, у противника может оказаться полный рюкзак мороков, или ему на помощь придет товарищ.
Всегда считайте, сколько слотов расходки уже потратил Ваш противник. Это даст Вам возможность в каждый момент времени трезво оценивать ход сражения.
Вещи с особыми возможностями.
Вещи, содержащие в себе помимо стандартных характеристик персонажа, различные дополнительные эффекты – оглушение, восстановление жизни с удара, пассивное восстановление жизни, дополнительный шанс критических ударов. Это Кольцо Бальтазара, получаемое по квесту. Я рекомендую брать оглушающее, оно дает наибольший эффект в ПВП. Это ярмарочные кольца и амулеты, со сроком жизни 1 месяц. Оставшиеся 3 слота под кольцо и 2 амулета лучше всего заполнить именно ими. Я обычно выбираю 2 оглушающих кольца (Бальтазара и ярмарочное), а амулеты могут быть выбраны по вкусу. Чаще всего берут один на шанс критического удара, и один на восстановление жизни с удара. Существует также амулет, увеличивающий инициативу, но его использование оправдано, только если Вы костолом, обкастованный на максимальный урон. Его обычно ставят ради первого удара, нанесенного под эликсирами усиления. Если Вы успеете сделать такой удар до того, как противник выпьет эликсир гиганта, то ему почти гарантированно придется в самом начале боя выпить и эликсир жизни, восстанавливая здоровье.
Булава Горбаха замечательное оружие в 2 руки для любого стиля боя, но всего с 4/4 прочностью и сроком жизни 14 дней. Можно получить по квесту. Имеет характеристики, аналогичные эликсиру «Праздничный пунш», и дополнительную возможность оглушить на 3 секунды. Проявляется оглушение достаточно часто, и за 3 секунды противнику наносится 2 дополнительных удара. С 7 уровня становится менее актуальна, поскольку синее оружие для 7 уровня лучше усиливает персонажа, хотя ради оглушения можно использовать булаву и на более старших уровнях.
Вещи из комплекта Уайрр-мо. На некоторых из этих вещей имеются дополнительные эффекты, вдобавок и характеристики этих вещей выше, чем у обычных. Однако, стоят они очень дорого.
Характеристики персонажа.
Основные характеристики персонажа, это:
Живучесть
Защита
Интуиция
Ловкость
Сила
Стойкость
Инициатива
Живучесть напрямую влияет на ваш уровень жизни. Защита, ловкость и интуиция – параметры, определяющий стиль боя персонажа. Особое внимание следует уделять только одному из этих параметров, основному для вашего стиля (защита – тяжеловесу, ловкость – ловкачу, интуиция – костолому). Сила напрямую влияет на наносимый Вами урон. Стойкость позволяет немного уменьшить урон от противника. Инициатива определяет, кто из вас в начале боя будет иметь возможность нанести удар первым.
Все эти параметры набираются преимущественно вещами, одетыми на персонажа, и обкастом. Немного увеличить параметры можно скрижалями. Скрижали должны быть взяты у каждого бойца. И в первую очередь на силу, жизнь и базовый для вашего стиля параметр (защиту, ловкость или интуицию). Обкаст я обрисовал в разделе выше. А на вещах остановлюсь подробнее.
Иногда приходится видеть персонажей, одетых в зеленый комплект с одной фиолетовой вещью, часто руненной. Человек потратил на покупку этой вещи столько денег, что ему бы хватило одеться полностью в синий комплект. Это я привел пример, как одеваться не надо.
Насколько отличаются зеленые, синие и фиолетовые вещи друг от друга? Если брать за базу любой зеленый комплект, то у синих вещей в сравнении с зелеными будут на 15-25% больше все характеристики. Фиолетовый комплект в сравнении с синим не дает АБСОЛЮТНО никаких прибавок к ключевым для Вас характеристикам, но немного увеличит несущественные для Вас характеристики, и инициативу. Например, костолому фиолетовые вещи не увеличат ни интуицию, ни силу, ни жизнь, но добавят немного инициативы, ловкости и защиты.
Подбирая себе вещи для ПВП, следует прежде всего отталкиваться от своих финансовых возможностей. Если финансовые возможности позволяют только зеленый комплект, то покупайте именно его, желательно передаваемые вещи. Когда вырастите из них, сможете продать их кому-нибудь другому. Однако, даже если Вы решили купить именно зеленый комплект, все равно, наскребите денег, и купите себе СИНИЙ лук, он своими особенностями значительно превосходит аналогичный зеленый. Лук желательно засмолить. Смола покупается на ярмарке за жетоны лучника. Жетоны в свою очередь можно купить на аукционе. Если деньги есть на синий комплект, то лучше купить его, а не 1-2 фиолетовых вещи в комплекте с «зеленью». Помните, что вещи одного цвета, собранные вместе, дают дополнительный бонус к характеристикам. Если денег еще больше, можно собрать руненный синий комплект, или сине-фолетовый. Полностью руненный синими рунами синий комплект даст прибавку в 15-20% к вашим силе и основному параметру стиля (защита, ловкость или интуиция). Для тяжеловеса руны дают жизнь вместо силы, и защиту. Зеленые руны в каждой вещи дадут прибавку в 7-10%. Кроме рун, в ПВП востребованы и оправы. Оправы в основном продаются в арсенале, и требуют наличия званий. Основной бонус оправ в бою – это стойкость, параметр, незначительно уменьшающий наносимый Вам урон.
Так же, не следует бояться идти в ПВП в зеленых комплектах. К примеру, на 4-5 уровнях я сделал все 5 подвигов Агудара в неруненном зеленом комплекте «Палача». Однако, имея зеленый комплект, для выравнивания шансов в бою, Вам придется больше тратиться на хороший обкаст, и действовать максимально грамотно.
Тактика в бою.
Периодически, бывая в пещерах на разных уровнях, заметил, что на 7-8 уровнях каждый второй противник бьется со мной, как с мобом. Однообразное повторение суперудара Великая Жажда Крови (ВЖК), никаких блоков, никакого отслеживания моих действий. Стало мало жизни – выпил банку. Подошла очередь ВЖК – выпил эликсир усиления. На 3-4 уровнях таких «бойцов» - процентов 70-80. Однако, если такая тактика эффективна на добыче злых ок, то в ПВП это – залог быстрого слива. Именно тактика в бою имеет решающее значение для победы. Будучи намного слабее противника по вещам и обкасту, Вы имеете возможность убить его только за счет тактического мастерства. Свежий пример, как я буквально вчера слил бой персонажу на 2 уровня младше меня. Зашел в бой без обкаста, не посмотрев, что противник обкастован. Еще не начав бой, решил, что я его уже выиграл, и бил именно так, как описал выше. Только выпив больше половины эликсиров жизни, и истратив 2 слота усилений атаки, понял, что что-то идет не по плану. Стал биться грамотно, но уже было поздно, в бой против меня пошли ездовой и моры, и резерва прочности не хватило. Чтобы такого не было с Вами, всегда изучайте Вашего противника перед боем или в самом начале боя, и используйте различные тактические приемы и уловки.
Вычисление суперударов.
Основа любого ПВП-боя 1 на 1 с использованием противником Великой Жажды Крови – это точно знать, когда именно он нанесет свой суперудар. Помните, что считать до пяти умеет каждый дошкольник, и противник это тоже понимает. И, если он достаточно грамотен, будет регулярно сбивать Вам счет. К примеру, разбавляя ВЖК другими суперударами, или нанося перед последовательностью ВЖК 1-2 «лишних» ударов, чтобы нанести суперудар тогда, когда вы его не ожидаете. Такая же тактика применяется и на младших уровнях для суперудара Жажда Крови. Общее у них одно – оглушение, отличается только шанс и длительность. Итак, как вычислить, когда именно противник нанесет суперудар? Справа от чата есть окошко с логом боя. Рассмотрим пример его содержимого:
Я [8] {вниз} Противник [8] -28 удар
Противник [8] {вверх} Я [8] -34 удар
Я [8] {вверх} Противник [8] уворот
Противник [8] {вниз} Я [8] блок
Я [8] {вверх} Противник [8] -33 удар
Противник [8] {вниз} Я [8] уворот
Я [8] {прямо} Противник [8] -35 удар
Противник [8] {прямо} Я [8] уворот
Я [8][Удар «Великая Жа...] эффект
Я [8] {вверх} Противник [8] -33 удар
Противник [8][Удар «Великая Жа...] эффект
Противник [8] {вверх} Я [8] -34 удар
Это слегка отредактированный лог начала боя. Я в блоке, бью и смотрю в лог. Наконец, вижу в логе заветную строку:
Противник [8][Удар «Великая Жа...] эффект
Быстро читаю список его предыдущих ударов, запоминаю последовательность «вверх-вниз-вниз-прямо-ВЖК(?
?верх)». Куда именно противник бьет завершающим ударом, информация значительно менее важная, чем первые четыре удара. Что дает эта последовательность, и как ее можно использовать, об этом ниже. Просто запомните, база всей тактики выживания в бою – запомнить последовательность оглушающего суперудара противника.
Мой ВЖК после ВЖК противника.
Вот и первое тактическое правило. Старайтесь всегда наносить свой станящий суперудар (ВЖК или ЖК на младших уровнях) сразу после станящего удара противника. В логе, представленном выше, было с точностью до «наоборот», я ударил первым. Что нам дает такая последовательность. Если противник бьет ВЖК первым, то Вы стоите в блоке, и он не может без риска выйти на суперудар из блока. В итоге или он бьет блоком в блок, и почти не восстанавливает жизнь с удара, а Вы бьете потом без блока в блок, в 2 раза сильнее, и больше отлечиваетесь. Или он рискует, выходит на ВЖК из блока, но все равно Вы бьете в 2 раза сильнее, и вдобавок получаете хороший шанс убить его под станом, поскольку Ваш противник попадает на шанс оглушения без блока. Продолжим последовательность ударов в примере выше. У меня первый удар последовательности, «Вниз», бью его. Первый удар последовательности противника «Вверх». Вижу, он ударил вверх. В моей последовательности следующий удар «Вверх», но я бью еще раз вниз. Противник прозевал, что я не нанес второй удар последовательности, а нанес повторно первый, и бьет второй удар последовательности, «Вниз». Теперь и я ударю второй удар. Вот мы поменялись очередностью, и ВЖК противника будет как раз перед моей ВЖК. Помните, что сейчас можно неограниченное количество раз подряд пропускать удары специальной кнопкой, и противник может просто передать Вам ход, не увидев Вашей ВЖК в тот ход, когда, по его мнению, она должна быть. И тут выбора не остается, или непрерывно передавать ход друг другу, или все же играть по его правилам. Или он будет играть по Вашим, смотря у кого раньше кончится терпение.
Блок-блок-блок-блок-ВЖК.
Еще одна распространенная методика, позволяющая наносить максимум урона. Четыре удара проводятся из блока, а на ВЖК (или ЖК для младших уровней) Вы из блока выходите и бьете в полную силу, можно под усилением атаки (мощь, кровь, вампирик), попутно восстанавливая себе жизнь. Обязательно необходимо отслеживать ВЖК противника, чтобы он не бил его сразу после Вас (смотрите предыдущее правило). Однако, эта тактика плохо работает, если на противнике значительный обкаст с пассивным восстановлением жизни (если у него капает много жизни каждые 10 секунд). И эта тактика сильно затягивает бой.
Удар-удар-удар-удар-{путы ослабления}
Еще одна тактика избегания эффекта ВЖК противника. Начиная с синих луков любого уровня, появляется выстрел с названием «Путы ослабления». Этот выстрел сбивает суперудар противнику, и ему приходится набивать его снова. Обычное использование этой тактики – бить противника без блока, а на ВЖК использовать усиление. После каждых 4 набранных противником ударов, сбивать ему суперудар стрелой, до тех пор, пока хватает ярости на выстрел, или пока не кончатся стрелы в колчане. Впоследствии, уходим в блок перед ВЖК противника. Это позволяет снять ему много жизни, попутно не давая ему оглушать или восстанавливать жизнь суперударом. Методика очень эффективна, если у противника зеленый или серый лук. Если же синий лук, или выше, то можно получить в ответ то же самое.
ВЖК{стан}-{разящая стрела}-удар-удар-удар-удар-удар
Еще одна особенность фиолетовых и красных (но не синих) луков для 7 уровней и выше – выстрел «Разящая стрела». Этот выстрел значительно увеличивает шанс того, что следующий удар по отмеченному этой стрелой противнику будет критическим. Причем очень часто стрела на противнике продолжает висеть до тех пор, пока именно он не сделает свой ход. Чем и воспользуемся. Видим, что наша ВЖК оглушила противника. Быстро стреляем в него разящей стрелой, и проводим 5 ударов под мощью (но не кровью). С большой вероятностью эти удары будут критическими независимо от Вашего стиля боя. Об этом позаботится «Разящая стрела». И вдобавок эти удары усилены эликсирами мощи. Таким способом есть неплохой шанс убить противника с одного оглушения даже в блоке, и с полной линейкой жизни.
Скажем «Нет» свиткам исцеления.
На синих, фиолетовых и красных луках с 7 уровня появляется выстрел «Порча». И хотя он требует очень много ярости, но польза от него того стоит. Эффект выстрела аналогичен действию свитка очищения, снимает с противника свитки лечения и восстановления. Использовать «Порчу» можно двумя способами. В первом варианте перед Вами противник заведомо слабее Вас, пытается в самом начале боя, еще с полной жизнью, восстанавливаться свитками исцеления. Если жизнь падает слишком сильно – пьет банку. Вы уверены, что убьете его в любом случае, но хочется быстрее. Тут можно использовать «Порчу» сразу, и снимать каждый свиток, если хватает ярости на выстрел. Другой вариант – противник перед Вами сильнее Вас, или примерно равен по силам. В исходе боя Вы не уверены. И он тоже пытается лечиться свитками. Тут можно сыграть на психологии. Неспешно бьете его из блока, с таким расчетом, чтобы жизнь у него, с учетом свитка, уходила не слишком быстро. Попутно накапливаете как можно больше ярости на луке. Он видит, что свиток более-менее справляется с уроном, жизни еще 50-60% в запасе, и кастует второй свиток. Теперь нужно очень быстро снять свиток «Порчей», выйти из блока, и как можно быстрее убивать противника ударами под мощью или кровью. Попутно пресекая ему все завершающие удары ВЖК «путами ослабления» (тут и пригодится накопленная в начале боя ярость). Используя этот метод важно действовать не наобум, а заранее рассчитать, какой урон могут нанести 5-6 ваших усиленных ударов в блок противника, имейте в виду, что он будет тянуть в блоке. Если уверены, что этих ударов хватит, чтобы его убить – действуйте. Если нет – поиграйте с его уровнем жизни еще немного, пропустите и второй свиток тоже. Тактика хорошо работает для игры ловкачом и костоломом, но не слишком актуальна танку. Аналогичным образом эта методика работает на младших уровнях со слотом свитков очищения, при условии наличия у противника хотя бы одного слота свитков исцеления.
«Обожрался благ? На тебе кару!»
Еще одна тактика с использованием луков. Тут уже не важно, какого цвета будет лук, кары есть на любом, но чем лучше лук, тем кара мощнее. Многим попадались в боях противники, увешанные едва ли не всеми существующими благами. Убить такого – очень большая проблема. Однако, благи сильно увеличивают им характеристики, вследствие чего значительно увеличивается число критических ударов, блоков или уворотов. И если Вам повезло, что Вы попали в бой против ужратого противо-класса, можно сильно помочь себе луком. К примеру, я уворот, бьюсь против отожравшегося костолома. Стреляю в него карой неистовства. Теперь, если он ударит с критическим уроном, ему снимут жизни едва ли не больше, чем он мне с удара. С новой кнопкой «Пропустить удар» он может просто пропустить 4 удара, и не получить эффекта от кары. Однако, я не сплю, и эти 4 удара я бью его без блока, возможно с усилением. У него выбор, или терпеть, или бить в ответ в полную силу, получая урон, и от меня, и от кары. В случае с карами защиты и ловкости все еще проще, их избежать, пропуская удары, невозможно.
Еще одна часто используемая возможность луков, «Скверна», уменьшающая эффекты лечения, используется повсеместно, и, думаю, в отдельном описании не нуждается.
Ложный суперудар.
Хорошо работает против невнимательных противников, но, обычно, не более 1-2 раз за бой. Обычно эта методика комбинируется с «путами ослабления», или в том случае, если ВЖК противника идет на 2-3 удара позже Вашей ВЖК. Перед началом последовательности ВЖК бьем один «лишний» удар, не входящий в последовательность. Затем бьем еще три удара из последовательности ВЖК. На четвертый удар ВЖК (но противник думает, что это пятый) выходим из блока и бьем под вампириком, это важно, нужно, чтобы Вам прибавилась жизнь с удара. Невнимательный противник не обращает внимания, что надписи «Супер-удар» не было, думает, что ваша ВЖК только что отработала, и у него появляется большой соблазн выйти из блока и ударить в полную силу. И в ответ получает уже истинную ВЖК под кровью или мощью, в корпус без блока. Если сработает оглушение – ему конец. Если нет, все равно, вы этим ударом восстановите себе очень много жизни, а противник получит высокий урон. Точно так же работает и на Жажде Крови, только на один удар меньше.
«Я отожрат, но никуда не спешу».
Обычно, повесив на себя 15-20 благ, игрок стремится разорвать любому противнику пасть до самой задницы, и как можно быстрее. Но существуют бои, которые надо выиграть любой ценой, и рисковать нельзя. Тут на помощь приходит тактика по гарантированному выигрышу боев над заведомо более слабым противником. Слабый противник может выиграть схватку, рискуя. Ему для победы просто жизненно необходима ВЖК (или Жажда Крови на младших уровнях). Стан с суперудара – его шанс. Но что будет, если ему навязать такой бой, где он выиграть заведомо не сможет? Обратим внимание на еще два суперудара, «Смертельная атака змеи» (САЗ) и «Атака змеи». Неважно, какой у Вас стиль боя, главное тут – это сколько у Вас жизни. Бьем САЗ, никогда не выходя из блока, непрерывно, один суперудар за другим. Когда на противнике висит 2-3 кровотечения («змейки»), и жизнь начинает непрерывно уменьшаться, перед ним появляется неразрешимая дилемма. Бить ударом Тигра или Пантеры, снимая «змейки», и проиграть бой, поскольку и жизни у Вас больше, и удары сильнее. Или продолжить бить ВЖК (или ЖК) в надежде на стан, и тоже проиграть, поскольку, что бы ни случилось, из блока Вы не выходите, а уровень жизни поддерживаете на уровне, достаточном, чтобы выдержать полную серию ударов под оглушением. Бой получается долгий, но победа гарантирована, если противнику не придет помощь. Правда, тактика работает не так хорошо, если на противнике много пассивного восстановления жизни, но мы ведь говорим про слабого противника. Как противостоять этой тактике, если ее используют против Вас? Если торопитесь, вариант один, сливаться. Если не спешите, можно попробовать еще сильнее затянуть бой, встав в блок, используя удар Тигра или Пантеры, и затягивая удары до последней секунды, сжигая противнику благи. Может быть, у него терпение закончится раньше.
«Собаки Павлова? Нет, не слышал…»
Наверное, многие помнят по школьному курсу биологии этот эксперимент, касательно условных рефлексов. Перед кормежкой собак, в лаборатории Павлова раздавался определенный звуковой сигнал. Собаки привыкали, что после этого звука следовал вкусный обед, и исходили слюной после сигнала, даже если еду им не приносили. Перенесем этот метод в ПВП. Будем вырабатывать у противников, может и не условный, но все же рефлекс. Часто случаются ситуации, когда Вы оказываетесь в одиночку в бою против нескольких игроков. Например, великие битвы на древнем плато, Виригия/Вурдалия, пещеры. И все Ваши противники, не имея возможности отследить Вашу ВЖК, дружно стоят в блоке с полной жизнью. Смело начинайте тянуть, вставайте тоже в блок и бейте на последней секунде. Даже в бою 1 на 1 такая тактика раздражает противника, а уж в бою 1 на N противников будет раздражать многократно. Каждый из Ваших противников будет видеть перед собой окошко «ожидание противника» большую часть боя. Рано или поздно, у кого-то из них сдадут нервы, и он выйдет из блока. Поощрите его за это, перестаньте его тянуть. Опять встал в блок – начните тянуть его снова. Но из блока не выходите, и всех, кто продолжает против вас стоять в блоке, тяните дальше. Практика показывает, что Ваши противники начнут покидать блок один за другим, кроме наиболее упорных. Бой против нескольких противников вы может и не выиграете в итоге, но 2-3 скальпа снимете наверняка.
Питомец – наш верный друг и помощник.
Что такое «питомец», объяснять не стану, это вы можете прочесть на сайте Легенды или менторов. Для начала, нам нужен питомец зеленого цвета или выше. Почему не серый? Усиления, которыми радует нас серый питомец, слишком слабы. Тренировки питомца за золото – удовольствие не из дешевых, по карману не каждому. Однако в игре есть множество событий, на которых можно получить и натренировать питомцев до синего уровня. Снежные Игры, Новогодние праздники, Ноябрьское нашествие мертвецов, «Скрещенные мечи».
Что может питомец? В среднем, раз в 7-8 ходов он кастует на вас усиление на 1 ход, или ослабление на противника. Перечислю эти усиления, и Ваши возможные действия при каждом из них.
«Неглубокая рана» и «Лечебная волна». Ничего делать не нужно. Питомец либо вылечит Вам немного жизни, либо отнимет немного у Вашего противника.
«Вялость», вешается на противника. Если следующий удар противника не ВЖК, можно выйти из блока и ударить в полную силу. Ответный удар противника будет значительно ослаблен.
«Прилив сил». Увеличивает ваш урон в процентном выражении, аналогичен эликсиру мощи. Если следующий удар противника не ВЖК, можно выйти из блока и ударить в полную силу, предварительно выпив эликсир усиления атаки (мощь, кровь). Эффект эликсира перемножится с эффектом «прилива сил», удар будет очень силен.
«Жизненная сила». Тоже увеличение урона, но в абсолютном выражении. То есть, к Вашему урону прибавится фиксированное значение. Эликсир усиления атаки на эффект «жизненной силы» не повлияет. То есть эликсир усилит Ваш обычный удар, и уже к усиленному удару добавится фиксированный урон. Можно действовать так же, как и в предыдущем случае.
«Отражение урона». Поглощение небольшого урона по Вам. Можно никак не реагировать на это заклинание.
«Проклятье вреда». Аналогично порошку воздаяния на противнике длительностью в 1 ход. Можно или не реагировать на него, или выйти из блока, нанося противнику, и принимая на себя побольше урона, зная, что часть его автоматически вернется ему же.
«Воля вампира». Аналогична вампирику. Увеличивает урон, и похищает жизнь с удара. Одно из самых полезных заклинаний. Имеет смысл выйти из блока, выпить эликсир усиления, и ударить посильнее.
«Дикая отвага». Аналогична эликсиру отваги. Сильно увеличивает урон в процентном выражении, но долю от этого урона получите и Вы. Как действовать, зависит от Вашей жизни. Если уже умираете, но хочется протянуть подольше, есть смысл бить в блоке, чтобы получить поменьше возврата урона от этого заклинания. Если же цель – убить противника, можно усилиться эликсиром, и ударить без блока.
Не следует раскрывать в двух случаях. Во-первых, если следующий удар противника – ВЖК. В этом случае можно пропустить один удар, дождаться ВЖК, и ударить, как положено. От пропуска хода, заклинание питомца не пропадает. Во-вторых, не стоит раскрываться против очень сильного противника. В этом случае можно получить в ответ удар намного сильнее Вашего.
Зло – наше всё.
Если Вы – Вершитель Зла, обратите внимание на сюрикены, которые можно приобрести, только имея репутацию Вершителей. Сюрикены помещаются по 8 штук в один слот пояса, а также имеют интервал использования не менее 4 минут. Поэтому более одного слота заряжать не стоит. Для чего они предназначены? Ведь, на первый взгляд, слот мощи или крови кажется более полезным в бою. Но это не совсем так. Основное применение сюрикенов – усилить один единственный добивающий удар по противнику. Рассмотрим различные ситуации:
1. Противник следит за своим уровнем жизни, и всегда оставляет ее столько, чтобы Вам не хватило урона добить его серией ударов после оглушения ВЖК, пускай даже и совсем немного. И тут неприятной неожиданностью для него становится сюрикен. Он не отнимает ход, после его броска можно сразу же нанести обычный удар. В итоге, ваш урон во время оглушения противника увеличивается на урон сюрикена (55-200 урона для различных уровней). И противник падает.
2. Противник точно знает, что до Вашей ВЖК еще далеко, поэтому не спешит восстанавливать себе жизнь, хотя ее уже осталось мало. Однако, за удар, пусть даже усиленный, ее не пробить. Но посчитайте, может, если перед ударом кинуть сюрикен, урона окажется как раз столько, чтобы Ваш противник упал?
3. Групповой бой, стенка на стенку. Перед Вами появляется противник, уже пустой, но жизни у него многовато для одного удара. Не дарить же скальп другому! Бьем сюрикеном, добиваем ударом. Иногда даже просто сюрикена хватает для добивания.
Будьте аккуратны с эффектами оглушения.
В настоящее время эффекты оглушения от нескольких ударов подряд не продляют эффект. Для того, чтобы противник получил новый эффект оглушения после предыдущего, он должен нанести хотя бы один удар в промежутке, или пропустить ход осознанно. Имея несколько одетых вещей и элементов обкаста с шансом на оглушение противника, можно получить одну не очень приятную ситуацию. С предпоследнего удара последовательности ВЖК на противника попадает эффект оглушения от кольца, каменной кожи или булавы Горбаха. Теперь, если сразу нанести завершающий суперудар, эффекта оглушения с него не будет. Имеет смысл в такой ситуации пропустить один ход, передав его противнику. После чего уже бить ВЖК.
Порошки (свитки) слабости и воздаяния.
Использование слабости и воздаяния в ПВП спорно. Хотя в случае очень сильного противника бывает оправданным. Никакой особенной тактики применения этих эффектов я не прорабатывал. Но если вы планируете их использовать, запомните одно простое правило: слабость и воздаяние не дружат с блоком. Другими словами, используя их, не стойте в блоке, кроме ударов ВЖК противника. Тогда вы используете их эффекты с максимальной эффективностью.
Мелкие тактические хитрости в кристаллических пещерах.
1. Все знают, что перед красной пещерой есть тупичок с усиливающим благом. Почему бы в начале игры не пойти оттуда, даже если в итоге вы планируете идти в синюю или зеленую пещеру? Берете благо, пропускаете всю толпу союзников впереди себя в красную пещеру, и когда всех противников расхватали и затянули в бои, спокойно проходите через пещеру на запад или восток. В итоге, вы придете в свою пещеру на 3-4 минуты позже, но значительно сильнее, чем если поторопитесь. За 3-4 минуты много кристаллов противник не нароет и на базу не унесет.
2. Часто в чате сообщают, что сильный противник идет в сторону перекрестка у вашей базы. Зачем перехватывать его на полпути, если можно хладнокровно дождаться на перекрестке и напасть тут? В начале боя тянем, ждем, пока в бой вмешается патрульный маг из локации, ждем усиливающее благо от него, и спокойно убиваем противника.
Итоговое заключение тактического раздела.
Ваше тактическое мастерство дает Вам огромное преимущество в бою. И в свою очередь мастерство определяется не тем, какую тактику вы выберете, и будете ее из раза в раз повторять. А тем, как Вы можете эти тактики чередовать, варьировать, и применять их именно тогда, когда это необходимо, и там, где это уместно. Старайтесь никогда не быть предсказуемым. Не спешите в бою чрезмерно, кроме ситуаций, когда это жизненно необходимо (оглушение, снятый свиток). Ваша поспешность может привести к ошибкам, или к тому, что, поспешив, Вы можете пропустить удобный момент для получения преимущества в бою. Но это не значит, что всегда необходимо тянуть перед ударами до последнего. Получили свою очередь хода, быстро проанализировали ситуацию, ударили.
Некоторые вышеописанные тактики вызывают жуткое раздражение Ваших противников. Что в итоге выливается в гневные посты на форуме. Но бои выигрывает не форумное нытье, не правда ли?
Не считайте, что в этом гайде описано абсолютно все, что можно придумать в тактическом плане. Может, именно Вы придумаете новую эффективную тактику. А, может, Вы ее уже успешно применяете.
Желаю Вам уверенных побед в мире ФЭО!
|